Этика как научная дисциплина: понятие, предмет изучения, задачи, структура

Этика – это философская дисциплина, которая преподается во многих отечественных и зарубежных ВУЗах. Сферами ее изучения являются вопросы нравственности и морали. В этой статье будет рассказано о важности данной дисциплины в современном мире.

Почему нам нужна этика?

Изначально этика была направлена на урегулирование норм общественной жизни, борьбу с агрессивностью и эгоистичным индивидуализмом. По мере роста и развития общества круг вопросов, с которыми имела дело этика, расширялся. В его спектр стали входить такие важные понятия, как добро и зло, сочувствие, дружба, смысл жизни.

В современном мире, когда происходит мощный упадок установленных ценностей, все чаще наблюдаются акты насилия и вандализма. Это порождает потребность в переосмыслении этики и морали, которые тесно переплетаются между собой.

Девальвация моральных ценностей – это печальный результат развития современного общества. Чтобы исправить текущую ситуацию, необходимо остановить моральную деградацию и решить наиболее острые проблемы бытия.

Объект изучения этики – мораль. В современном мире эта наука необходима: с ее помощью человек может научиться жить не столь хаотично, стремиться к мышлению, приобщению к искусству. Сейчас, в условиях рыночной конкуренции, люди живут в ускоренном темпе, утрачивая из виду ценности, забывая о добродетелях.

Основная задача этики – помочь человеку освободиться от условий «конкурентной» жизни, научиться жить в гармонии с собой и с окружающей средой.

Понятие и предмет изучения этики

По определению Аристотеля, этика – это учение о добродетелях, которые ведут к благу и счастью. Это философская дисциплина, предметом изучения которой являются нравственность и мораль. В качестве науки она направлена на то, чтобы помочь человеку развиться как личность, а также донести до него правильные с точки зрения морали ценности.

Синонимами этики являются справедливость, милосердие, солидарность, дружба, то есть понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.

Если рассматривать этику в качестве дисциплины, то ее можно определить как область знаний, которая изучает нравственность и мораль. В некоторых случаях ее рассматривают в качестве установленной системы нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.

Предмет «Этика» включает в образовательную программу следующие вопросы:

  • понятия добра и зла, добродетелей и пороков;
  • назначение человека в мире, смысл жизни;
  • проблема свободы воли;
  • проблемы обязанности человека и совмещение этого понятия со свойственным для человека стремлением к счастью.

Этика – это дисциплина, которая помогает человеку найти свой путь, но ничего не навязывает ему.

Классификация этических ценностей

Николай Гартман (немецкий философ) разделял нравственные ценности на две большие группы:

  • основные, находящиеся во главе всех ценностей (сюда входят благо, благородство, полнота, чистота);
  • частные (ценности-добродетели).

Гартман подразделял частные ценности на три отдельные группы:

  • так называемые ценности античной морали (справедливость, мудрость, храбрость, самообладание);
  • ценности культурного круга христианства (верность, искренность, любовь к ближнему, скромность, смирение);
  • прочие ценности (личная любовь, любовь к дальнему).

Коротко об истории этики

Мораль в виде житейской мудрости сформировалась еще в глубокой древности: первые попытки систематизировать этические воззрения были сделаны в 12-9 веках до нашей эры.

Как философская теория мораль оформилась только в античные времена. Таким образом, историю этики начинают от Древней Греции времен Аристотеля, Сократа, Платона. Почему это произошло? Тогда софисты пришли к выводу, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры: обычаи, нравы и человеческие законы повсюду неодинаковы, различны.

В таких условиях возникла проблема сравнения разных нравов и законов с целью определения лучших из них. При изучении глубинных проблем стало понятно, что этика неразрывно связана с философией.

Ученый Аристотель рассматривал этику в качестве отдельной отрасли практической философии, аргументируя это тем, что данная наука ищет ответ на вопрос «Что делать?». Он считал, что основная цель нравственного поведения – это счастье, которым являлось разумное деяние без крайностей. Для Аристотеля главными добродетелями были умеренность и благоразумие.

Ученый полагал, что этика направлена на изучение поступков людей. Другие постулаты его учения:

  1. Отправной пункт этики – опыт общественной жизни, не принципы.
  2. Истина в данной области устанавливается только приблизительно.
  3. У человека могут быть разные цели, и они выстраиваются по иерархическому принципу. Во главе «пирамиды» должна быть конечная цель, которую человек должен желать сам для себя.
  4. Высшее благо – это счастье, которого можно достичь только с помощью внешних благ, а также удачи. Немаловажное значение для достижения цели играет духовная деятельность, которую можно соотнести с добродетелью.

Этика как наука развивалась и далее, накапливая опыт многих поколений философов. В результате образовалось большое количество терминов, которые нужно было систематизировать.

Этика в современном мире

Современная мораль сталкивается с новыми реалиями. Во-первых, произошло значительное расширение сферы публичной морали. Во-вторых, были сформулированы специфические требования к отдельным группам граждан, что отобразилось в создании профессиональных и трудовых кодексов. В-третьих, глобализационные тенденции также оказали влияние на вопросы морали и этики.

Видоизменила этику и такая тенденция современности, как гендерное противостояние.

Ученый А. Гусейнов сформулировал произошедшие изменения так: раньше цивилизация подвергалась критике со стороны морали, а в современном мире критиком выступает уже цивилизация.

Традиционный список добродетелей в современном мире должен быть расширен.

На изменения в сфере этики оказали влияние и другие науки: медицина, биотехнологии.

Разделы этики

Так как этику рассматривают с двух точек зрения – как нравственную философию, так и систему знаний о происхождении и характере морали, то можно выделить сразу по два предмета этой дисциплины. Исходя из этого, этика выполняет нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую функции.

Различают такие подтипы этики:

  • нормативная, направленная на теоретические аспекты науки;
  • теоретическая, целью которой является познание морали;
  • практическая, выясняющая реальное место морали в жизни человека.

Теоретическая этика рассматривает мораль с точки зрения особого социального явления и определяет ее специфические черты. Ее предметом и объектом являются происхождение, развитие, особенности функционирования, социальная роль нравственности и морали.

Помимо этики, изучением морали занимаются такие дисциплины, как социология и социальная психология, логика и лингвистика, а также психология этики.

В теоретической этике стоит выделить такое направление, как метаэтика, в рамках которой анализируется сама этика с точки зрения научной дисциплины. Метаэтика как наука изучает предмет этики, ее структуру, а также значение в учебных пособиях, справочниках, словарях.

В свою очередь, в рамках метаэтики можно проследить такое направление, как нонкогнитивизм. Это учение, которое опровергает когнитивный статус этики и ставит под сомнение необходимость ее существования как науки.

Что касается нормативной этики, то она направлена на поиск принципа, который регулирует поведение человека, определяет его поступки, устанавливает критерии для оценки нравственного добра. Основная цель нормативной этики – сохранять в обществе установленные нравственные ценности, создавать нормы поведения в повседневной жизни.

Практическая этика направлена на изучение конкретных проблем с помощью моральных принципов, сформулированных в рамках нормативной этики. Это направление дисциплины, в свою очередь, имеет сложную структуру и включает такие разделы:

  • политическая этика;
  • медицинская этика;
  • социальная этика;
  • компьютерная этика;
  • экологическая этика;
  • профессиональная этика;
  • биоэтика.

Рассмотрим отдельно такой раздел, как биоэтика. Это особое учение, которое рассматривает нравственную сторону деятельности человека в медицине и биологии. Основными принципами биоэтики являются:

  1. «Не навреди» (вред, который исходит от врача, должен быть минимальным и исключительно объективно неизбежным).
  2. «Делай благо».
  3. Принцип справедливости.
  4. Принцип уважения автономии пациента.

Одна из наиболее острых и противоречивых проблем в биоэтике – вопрос эвтаназии.

В современной этике как науке важное значение уделяют и такому моменту, как отношение к животным в разрезе нравственной проблемы. В данном случае ученые говорят об исчезновении гуманности в отношении природы. Бытует мнение, что в формировании нравственного отношения к животным важную роль играет сострадание. Нравственное отношение к природе и эмоциональная близость к животным предполагают высокий уровень морального и эмоционального развития человека.

Свежие статьи:

Рекомендации и Пример Технологической Части Дипломной Работы

30 октября 2024 21:09
Автор: Алексей Ж.

Всё о ВКР: определение, задачи, цели и структура выпускной квалификационной работы

2 октября 2024 16:15
Автор: Алексей Ж.

Апробация дипломной работы: определение, необходимость, виды

28 августа 2024 16:52
Автор: Алексей К.

Руководство по написанию теоретической части дипломной работы

31 июля 2024 14:00
Автор: Алина Р.

Примеры тем дипломных работ по психологии

3 июля 2024 18:15
Автор: И. Красиков

Аналитическая Часть Дипломной Работы: Рекомендации и Примеры

7 июня 2024 12:07
Автор: Райан Г.

Правильное оформление рисунков в дипломе по ГОСТу: правила и примеры

4 мая 2024 15:09
Автор: Андрей К.

Руководство по написанию практической части диплома - Пошаговые инструкции и советы

28 марта 2024 21:49
Автор:

Акт внедрения дипломной работы - шаблоны, примеры и рекомендации по оформлению

3 марта 2024 16:33
Автор: Алина Ж.

Объект и предмет исследования в дипломных работах

9 февраля 2024 12:46
Автор: Денис Р.

Расчет цены в лучшей компании

Оставить отзыв