Этика – это философская дисциплина, которая преподается во многих отечественных и зарубежных ВУЗах. Сферами ее изучения являются вопросы нравственности и морали. В этой статье будет рассказано о важности данной дисциплины в современном мире.
Изначально этика была направлена на урегулирование норм общественной жизни, борьбу с агрессивностью и эгоистичным индивидуализмом. По мере роста и развития общества круг вопросов, с которыми имела дело этика, расширялся. В его спектр стали входить такие важные понятия, как добро и зло, сочувствие, дружба, смысл жизни.
В современном мире, когда происходит мощный упадок установленных ценностей, все чаще наблюдаются акты насилия и вандализма. Это порождает потребность в переосмыслении этики и морали, которые тесно переплетаются между собой.
Девальвация моральных ценностей – это печальный результат развития современного общества. Чтобы исправить текущую ситуацию, необходимо остановить моральную деградацию и решить наиболее острые проблемы бытия.
Объект изучения этики – мораль. В современном мире эта наука необходима: с ее помощью человек может научиться жить не столь хаотично, стремиться к мышлению, приобщению к искусству. Сейчас, в условиях рыночной конкуренции, люди живут в ускоренном темпе, утрачивая из виду ценности, забывая о добродетелях.
Основная задача этики – помочь человеку освободиться от условий «конкурентной» жизни, научиться жить в гармонии с собой и с окружающей средой.
По определению Аристотеля, этика – это учение о добродетелях, которые ведут к благу и счастью. Это философская дисциплина, предметом изучения которой являются нравственность и мораль. В качестве науки она направлена на то, чтобы помочь человеку развиться как личность, а также донести до него правильные с точки зрения морали ценности.
Синонимами этики являются справедливость, милосердие, солидарность, дружба, то есть понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.
Если рассматривать этику в качестве дисциплины, то ее можно определить как область знаний, которая изучает нравственность и мораль. В некоторых случаях ее рассматривают в качестве установленной системы нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.
Предмет «Этика» включает в образовательную программу следующие вопросы:
Этика – это дисциплина, которая помогает человеку найти свой путь, но ничего не навязывает ему.
Николай Гартман (немецкий философ) разделял нравственные ценности на две большие группы:
Гартман подразделял частные ценности на три отдельные группы:
Мораль в виде житейской мудрости сформировалась еще в глубокой древности: первые попытки систематизировать этические воззрения были сделаны в 12-9 веках до нашей эры.
Как философская теория мораль оформилась только в античные времена. Таким образом, историю этики начинают от Древней Греции времен Аристотеля, Сократа, Платона. Почему это произошло? Тогда софисты пришли к выводу, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры: обычаи, нравы и человеческие законы повсюду неодинаковы, различны.
В таких условиях возникла проблема сравнения разных нравов и законов с целью определения лучших из них. При изучении глубинных проблем стало понятно, что этика неразрывно связана с философией.
Ученый Аристотель рассматривал этику в качестве отдельной отрасли практической философии, аргументируя это тем, что данная наука ищет ответ на вопрос «Что делать?». Он считал, что основная цель нравственного поведения – это счастье, которым являлось разумное деяние без крайностей. Для Аристотеля главными добродетелями были умеренность и благоразумие.
Ученый полагал, что этика направлена на изучение поступков людей. Другие постулаты его учения:
Этика как наука развивалась и далее, накапливая опыт многих поколений философов. В результате образовалось большое количество терминов, которые нужно было систематизировать.
Современная мораль сталкивается с новыми реалиями. Во-первых, произошло значительное расширение сферы публичной морали. Во-вторых, были сформулированы специфические требования к отдельным группам граждан, что отобразилось в создании профессиональных и трудовых кодексов. В-третьих, глобализационные тенденции также оказали влияние на вопросы морали и этики.
Видоизменила этику и такая тенденция современности, как гендерное противостояние.
Ученый А. Гусейнов сформулировал произошедшие изменения так: раньше цивилизация подвергалась критике со стороны морали, а в современном мире критиком выступает уже цивилизация.
Традиционный список добродетелей в современном мире должен быть расширен.
На изменения в сфере этики оказали влияние и другие науки: медицина, биотехнологии.
Так как этику рассматривают с двух точек зрения – как нравственную философию, так и систему знаний о происхождении и характере морали, то можно выделить сразу по два предмета этой дисциплины. Исходя из этого, этика выполняет нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую функции.
Различают такие подтипы этики:
Теоретическая этика рассматривает мораль с точки зрения особого социального явления и определяет ее специфические черты. Ее предметом и объектом являются происхождение, развитие, особенности функционирования, социальная роль нравственности и морали.
Помимо этики, изучением морали занимаются такие дисциплины, как социология и социальная психология, логика и лингвистика, а также психология этики.
В теоретической этике стоит выделить такое направление, как метаэтика, в рамках которой анализируется сама этика с точки зрения научной дисциплины. Метаэтика как наука изучает предмет этики, ее структуру, а также значение в учебных пособиях, справочниках, словарях.
В свою очередь, в рамках метаэтики можно проследить такое направление, как нонкогнитивизм. Это учение, которое опровергает когнитивный статус этики и ставит под сомнение необходимость ее существования как науки.
Что касается нормативной этики, то она направлена на поиск принципа, который регулирует поведение человека, определяет его поступки, устанавливает критерии для оценки нравственного добра. Основная цель нормативной этики – сохранять в обществе установленные нравственные ценности, создавать нормы поведения в повседневной жизни.
Практическая этика направлена на изучение конкретных проблем с помощью моральных принципов, сформулированных в рамках нормативной этики. Это направление дисциплины, в свою очередь, имеет сложную структуру и включает такие разделы:
Рассмотрим отдельно такой раздел, как биоэтика. Это особое учение, которое рассматривает нравственную сторону деятельности человека в медицине и биологии. Основными принципами биоэтики являются:
Одна из наиболее острых и противоречивых проблем в биоэтике – вопрос эвтаназии.
В современной этике как науке важное значение уделяют и такому моменту, как отношение к животным в разрезе нравственной проблемы. В данном случае ученые говорят об исчезновении гуманности в отношении природы. Бытует мнение, что в формировании нравственного отношения к животным важную роль играет сострадание. Нравственное отношение к природе и эмоциональная близость к животным предполагают высокий уровень морального и эмоционального развития человека.