Введение – важнейшая часть дипломной работы, которая имеет четкую структуру и должна отвечать определенному смысловому наполнению. По ней члены аттестационной комиссии получают первое впечатление о работе. Именно это определяет степень ответственности подхода к подготовке вводного раздела.
Введение должно отвечать на ряд вопросов, а именно: с какой целью было проведено исследование на данную тему, какие проблемы оно освещает, какие методы будут использоваться для этого. Эта часть дает понятие об актуальности освещаемой проблемы, теоретической и практической значимости работы.
О содержании вводной части дипломной работы можно подробно прочесть в методическом пособии кафедры. В нем содержатся моменты, которые являются частными для конкретного вуза.
Вне зависимости от того, в каком учебном заведении будет представлен к защите диплом, его структура всегда одинакова. Здесь должны присутствовать следующие элементы:
До начала работы нужно обсудить тонкости ее подготовки с научным руководителем.
Определить актуальность дипломной работы – значит выяснить, насколько современна и важна выбранная для изучения проблема, почему стоит найти пути ее решения именно сейчас. Важно правильно аргументировать актуальность. Она может быть обусловлена разными факторами.
Примерный объем этого элемента – 1,5 листа.
Если возникают сложности с определением актуальности объекта исследования, можно попросить помощи у научного руководителя.
Цель – это конечный результат, которого должен достичь автор работы после проведения исследования. Задачи – это комплекс шагов, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.
Каждой задаче обычно посвящается отдельная глава диплома. Задачи описывают при помощи таких слов, как «выявить», «определить», «раскрыть», «разработать» и т.д. При написании введения обычно достаточно обозначить 4-5 задач.
Это два разных понятия. Они соотносятся как общее и частное. Объект – определенная область, явление, которое существует как таковое и не зависит от того, исследуют ли его или нет. Предмет – это важные, характерные особенности объекта. При помощи предмета определяется способ, при помощи которого будет исследоваться объект.
Объект исследования имеет несколько предметов. Он всегда является целостным, ограниченным и имеет неизученные стороны, аспекты. Объект – более обширное понятие по сравнению с предметом исследования. Предмет – всегда часть объекта. Например, объектом исследования могут выступать политические партии России. Предметом изучения в таком случае являются особенности их становления и развития.
К методам исследования относят способы познания объекта изучения. Их характер зависит от сферы и темы ВКР. Тем не менее, существуют методы, которые остаются актуальными для любой дипломной работы, вне зависимости от направленности. Например, это анализ нормативно-правовых документов и литературных источников.
Научная новизна исследования зависит от характера и содержания выбранной для исследования проблематики. Она определяется тем, что нового студент таким образом привнес с сферу изучения выбранной проблемы.
Практическая значимость ВКР неразрывно связана с теоретической (научной новизной). Она определяется тем, каких результатов нужно достичь.
Под гипотезой подразумевают предполагаемый результат, которого можно достичь путем написания диплома. Для формулировки гипотезы используют такие фразы, как «Данного можно добиться при условии, что…»; «Создание позволит обеспечить…».
При написании введения в дипломной работе учитывайте следующие моменты: