Главная › Блог › Методы исследования в дипломной работе 21 июля 2021 в 15:53
Автор: Ольга Я.
Методы исследования в дипломной работе
При написании курсовых и дипломных работ для обработки существующей информации используют особые научные методы. Их выбор во многом зависит от направления и темы исследования. В широком смысле их классифицируют на теоретические и практические. Также выделяют методы частного исследования, применение которых ограничивается только определенной сферой (например, юриспруденцией или экономикой).
Суть и значение методов научного исследования
Методы исследования применяют для получения данных, их обработки и последующего построения личных умозаключений. Метод представляет собой определенный инструмент, который помогает автору научной работы решить поставленную цель и выполнить задачи, определенные во введении.
Методы должны соответствовать таким критериям:
- Научность. Выбранный способ познания должен быть описан в научных статьях и методических пособиях, апробирован учеными.
- Объективность. Результаты, полученные благодаря применению таких методов, должны быть четко оговоренными и проверяемыми.
- Комплексность. Выбранные способы должны работать совместно с другими методами, дополняя их возможности.
- Специфичность. Каждая наука имеет собственные уникальные методы, которые актуальны именно для данной области.
После выбора методов нужно убедиться, что их достаточно для достижения поставленной цели и выполнения задач, которые вытекают из нее. Для этого нужно ответить на такие вопросы:
- Какие данные требуются для достижения цели (формирования выводов)?
- Как можно добыть нужную информацию?
- Как понять, какой вывод нужно сделать?
Правильно выбранная методологическая основа и умение пользоваться способами научного познания докажут членам аттестационной комиссии, что студент научился за годы обучения применять на практике научные инструменты.
Как правильно рассказать о методах исследования в дипломной работе?
Методологическая основа описывается во вводной части. О ней рассказывают после указания объекта и предмета исследования. С абзаца нужно написать следующую фразу: «В представленной выпускной квалификационно работе использованы такие методы исследования: теоретические (перечисление их названий), эмпирические (перечисление), специальные (перечисление)».
Теоретические и практические методы исследования
Выпускная дипломная работа должна выполнять такие задачи:
- изучение теоретической основы вопроса, который рассматривается в рамках исследования;
- сбор практических данных;
- обработка полученной информации;
- подготовка выводов.
Это объясняет потребность в теоретических и практических методах исследования. Первые позволяют обработать уже существующую информацию по теме, вторые – получить собственные данные и выполнить их анализ.
Теоретические методы исследования
К наиболее распространенным методам теоретического направления относятся:
- анализ и синтез (рассмотрение объекта изучения вначале по отдельным частям, а затем – в комплексе, чтобы получить общее представление о нем);
- сравнение (определение общего и различного в разных взглядах на объект или предмет исследования);
- аналогия (перенесение известных, подтвержденных данных о предмете на ту информацию, которая еще не была изучена должным образом);
- индукция (обобщение, восхождение от частных сторон к общему для формирования общего теоретического вывода на основе разных учений или взглядов);
- дедукция (конкретизация, восхождение от общего к частному для распространения общего вывода на отдельные случаи);
- классификация (выделение структуры в существующих данных, касающихся изучаемого объекта или явления), критериями которой могут выступать различные свойства и особенности;
- абстрагирование (определение закономерностей, которые не зависят от конкретных условий);
- моделирование теоретических ситуаций для формирования шаблонов, которые могут применяться на практике.
Значимость теоретических методов нельзя недооценивать, но практические, или эмпирические, являются более важными в исследовательской работе. Именно благодаря им автор получает информацию, на основании которой можно сделать самостоятельные выводы и обосновать новизну работы.
Перечень общенаучных практических методов
К наиболее популярным практическим методам исследования относят:
- наблюдение (сбор данных на основе восприятия органами чувств для объективного понимания существующей реальности);
- эксперимент (помещение изучаемого объекта в искусственные условия для наблюдения за ним и получения результатов), который должен проводиться в условиях независимости от внешних обстоятельств;
- изучение документов и различных источников для получения новой, ранее неизвестной информации об объекте изучения;
- измерение (фиксация численных показателей различных качеств объекта – длины, скорости и т.д.);
- опрос методом интервьюирования (устно) или анкетирования (письменно) для получения информации от людей на основе заранее подготовленных вопросов.
Отдельно нужно сказать о методах статистики и математического анализа. Они требуются в случаях, когда нужно определить закономерности в собранных данных, обобщить их в числовую форму (проценты, баллы, условные единицы).
Математические методы позволяют доказать достоверность выводов, полученных в ходе выполнения диплома.
Альтернативные методы исследования
Существуют более редко применяемые методы, которые, в силу своей специфичности, не могут использоваться в каждой работе. Возможность их задействования в исследовании зависит от направления (предмета) и темы исследования.
Первая группа альтернативных методов – гуманитарные способы познания. К ним относятся:
- исторический, направленный на описание и изучение событий в хронологической последовательности;
- историко-психологический, рассматривающий развитие культуры в динамике в соответствии с цивилизационными типологиями состояния психики;
- герменевтический, направленный на изучение культуры посредством расшифровки символов, заложенных в культурные предметы при их создании;
- символизм (описание материала в рамках определенного контекста);
- феноменологический метод, который заключается в поиске уникальных, неожиданных событий при изучении известных исторических фактов;
Существует еще одна классификация альтернативных методов, которые объединяют под названием «социально-научные». Сюда входят такие способы познания:
- Структурный функционализм. Его суть заключается в объяснении культурно-исторических процессов и выделении из них того, что решается социумом (задачи, потребности, нужды).
- Эволюционизм. Это рассмотрение истории культуры путем изучения ее становления и усложнения внутренних взаимосвязей.
- Структурализм – характеристика культурно-исторических объектов и поиск в них ключевых объектов, анализ сложившейся структуры культуры.
- Волновое и циклическое моделирование культурной динамики. Этот метод позволяет рассматривать культуры с точки зрения независимых и самодостаточных цивилизаций, их тщательное изучение и обнаружение воспроизводимых внутренних процессов и циклов.
Существуют также специальные методы, которые характерны для каждой отдельной отрасли. Для каждой специальности они свои. Узнать о них подробнее можно из методического пособия кафедры.