Любая научная работа предполагает обязательный структурный элемент – введение. В нем отражен предмет научно-исследовательской деятельности, поставленные цели и задачи, методология. Эта часть подлежит оглашению на защите, поэтому к ее написанию следует отнестись со всей ответственностью. Введение редко превышает 5-10% от общего материала, однако в нем содержатся важные тезисы, в том числе актуальность, гипотеза, структура и т. д. Многие авторы приступают к написанию введения в последнюю очередь, что вполне логично, поскольку изначально следует изучить информацию по теме, а потом конкретизировать методологию, цели, задачи научно-исследовательской деятельности.
Регламентация структуры введения прописана в положениях ГОСТ 7.32-2001. В соответствии с принятыми нормами здесь требуется аргументировать актуальность, провести параллель с другими научными исследованиями, выдвинуть гипотезу и определить цели (задачи) курсовой работы. Введение является отражением кругозора автора, его позиции, компетенции в конкретной сфере. Другими словами, после ознакомления с информационными источниками становится понятным, какие ниши малоизученны и перспективны для научной разработки.
В некоторых учебных заведениях введены дополнительные требования к оформлению введения. С ними необходимо ознакомиться до написания этой части курсовой, иначе работа может быть не допущена к защите. Далее в таблице приведены требования написания основных элементов введения:
№ | Структурный элемент | Содержание |
1 | Актуальность | Определение актуальности лежит в плоскости пользы изучения темы и ее научно-практической ценности. |
2 | Идентификация проблемы | Указание на недостаточную степень разработанности темы и необходимость ее дальнейшего изучения. |
3 | Цель и задачи | Цель – это запланированный итог научно-исследовательской деятельности. Задачами выступают средства достижения поставленной цели. Задачи обычно соотносятся с разделами или подразделами курсовой работы. Цель может быть только одна, в то время как задач несколько, но в разумных пределах (как правило, не более 5-7). |
4 | Объект и предмет | Объектом становится сфера исследования, предметом – определенный процесс или статичная категория. Предмет является более узким понятием, чем объект. |
5 | Методология | Методы – это способы, посредством которых реализуются поставленные задачи и цель. Они классифицируются на несколько групп, например, эмпирические, теоретические или общие. Градация методов на группы носит условный характер, в самом введении группировать методы нет необходимости. |
6 | Структура | Обязательно прописывается структура научно-исследовательского труда. Она состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений. Структура курсовой работы может варьироваться в зависимости от специфики изучения материала. |
7 | Уровень практической разработанности | Здесь указывается, насколько изучена тема и актуальна для применения на практике, давно ли ведется разработка. |
8 | Уровень теоретической разработки | Здесь отмечается, кто из выдающихся специалистов уже рассматривал эту область знаний, какой аспект требует дальнейшего детального исследования. Указывается собственный оригинальный путь исследования, позволяющий получить значимый результат. Не рекомендуется применять в курсовой работе неактуальные источники информации, старше 5-10 лет. |
9 | Нормативная база | Информация из законодательной базы должна быть актуальной и действующей. Применение таких источников требует аккуратности, компетентности, проверки. Многие области человеческой жизнедеятельности основаны на нормативно-правовых актах, поэтому до их исследования стоит ознакомиться с действующим законодательством в выбранной сфере изучения. В списке литературы нормативно-правовые акты указываются в первую очередь. |
10 | Гипотеза | Гипотеза – это предположение об итогах научно-исследовательской деятельности. Она либо подтверждается, либо опровергается. Не стоит расстраиваться, если в процессе написания курсовой работы гипотеза не подтвердилась. Ваш труд все равно представляет научно-практическую ценность. |
Оптимальный способ написать выверенное и структурно полное введение – сразу после завершения научно-исследовательской деятельности. В этот момент автор четко осознает, какие цели были поставлены, как они достигались, удалось ли получить планируемый результат. Изначально пишется черновой вариант, который впоследствии, после вычитки курсовой работы, можно подкорректировать. Не упускайте важный аспект: введение и основная часть материала должны быть согласованы между собой. Нельзя, чтобы гипотеза не соотносилась с разделами, а подразделы существовали обособленно, т. е. не являлись дополнение друг из друга.
Объем введения строго регламентирован – не более 10 страниц печатного текста (шрифт Times New Roman, 14). На самом деле большинство авторов укладываются в 2-3 страницы. В этой части работы нет необходимости подробно расписывать специфику научно-исследовательского труда. Все должно быть сжато, четко, по делу. В остальном же параметры оформления введения не отличаются от остальных разделов.
Приведем пример введения:
Введение
Таким образом, введение – важная часть научной работы, которая требует лаконичности, достоверности, соответствия остальным структурным элементам документа. Ее написанием лучше заняться в последнюю очередь, когда полностью изучены и оформлены остальные аспекты научно-исследовательского труда.